О ФИРМЕ
АУДИО
ВИДЕО
СВЕТ
СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
ПРОИЗВОДСТВО
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И
СТРОИТЕЛЬСТВО
ОБЪЕКТЫ
РЕШЕНИЯ
СТАТЬИ И ПРЕСС-РЕЛИЗЫ
МУЗЕЙ
ССЫЛКИ
КОНТАКТЫ
ВАКАНСИИ



Путь в высшую лигу

  
Мы продолжаем знакомить читателей с региональными компаниями-инсталляторами. Гость этого номера - Михаил Раппе, директор казанской фирмы "Гелла", хорошо известной специалистам далеко за пределами Татарстана. Это неудивительно, ведь зачастую компании, работающие на рынке корпоративных инсталляций звукового и видеооборудования, нанимают специалистов "Геллы" в качестве субподрядчиков. Но так не может продолжаться бесконечно -"страна должна знать своих героев в лицо". Встречайте!!!


Михаил, расскажите, пожалуйста, о вашей фирме.

Фирма была зарегистрирована шесть лет назад, и в ней изначально было, как говорится, полтора человека. Цель - осуществление независимой деятельности в рамках той области, которой мы сейчас занимаемся. Нам здорово повезло - мы получили хороший заказ. В то время у нас в Казани строился большой концертный зал, это была очень серьезная площадка (там даже встраивали орган), акустику проектировали англичане. Все делалось в такие сжатые сроки, что не нашлось ни одной компании, которая взялась бы за инсталляцию и линейной части, и студийной, а я, честно говоря, слабо себе представлял, что это значит, поэтому согласился. В результате денег совершенно не заработали, но получили бесценный опыт по строительству.

Все было закончено в срок. На открытие зала приехали президенты России и Татарстана, множество высоких чиновников (снайперов тоже было достаточно ). За пульт пришлось сесть мне самому. Концерт прошел хорошо, нас заметили, запомнили, и о нас сложилось мнение, что мы наукообразные, компетентные и не очень дорогие ребята.

С самого начала мы ориентировались не на розничную продажу, а на развитие инженерно-компьютерной базы - наш магазин открылся только в январе этого года, т.е. спустя шесть лет. Коллектив подбирался инженерный, чтобы грамотно проектировать и эффективно взаимодействовать с заказчиком. Фактически сейчас мы являемся монополистом в своем регионе - имеем много серьезных объектов, немалую часть мы делаем в качестве OEM-инсталляторов, т.е. нанимаемся другими компаниями и не раскрываем своего имени.

Сколько сотрудников сейчас работает у вас?

Основной состав около десяти человек. У нас есть отдел общестроительного проектирования, мы же просто строим, т.е. берем зал под ключ со всеми системами, в том числе кондиционированием. Заказчик постепенно приходит к выводу, что с одним подрядчиком иметь дело лучше, чем с несколькими компаниями.

Как давно вы стали заниматься климат-системами?

Впервые мы столкнулись с этим на студии, где сделали подвесные полы, тройные стены, развязки по шумам, акустику и т.д. Так как студия предназначалась для дубляжа, который шел практически без остановки, понадобилась система кондиционирования и вентиляции, которую мы и смонтировали.

Конечно, мы не лезем в область промышленного кондиционирования, а проектируем эти системы только на тех объектах, где работаем, но и это очень тяжело, особенно, когда речь заходит о шумовых характеристиках. Попробуйте прийти в любую фирму поставщика кондиционеров и попросить оборудование с уровнем шума не выше заданного - 50% менеджеров вообще не знают о чем речь. Недавно мы завершили строительство студий для республиканского телеканала, где выполнили все работы, полный строительный подряд - отделку, систему кондиционирования, полы, свет, электрику, "пожарку" и, естественно, все видеооборудование. Общестроительный подход - очень перспективен.

Может быть, вспомните о каком-нибудь крупном проекте.

Я хочу рассказать о казанском Дворце спорта, реконструкция которого носила настоящий взрывообразный характер.
Все началось с того, что казанский "Ак Барс" вышел в суперлигу. Именно это событие стало причиной того, что решили обновить и реконструировать Дворец спорта, единственный на многомиллионный город Казань. Хотя даже по советским нормам должно быть восемь или девять ледовых площадок. Дворец был в жутком состоянии, зал всегда переполнен, тренировки начинались с пяти-шести утра и продолжались до двух-трех часов ночи, причем здесь были и фигуристы, и хоккеисты, и дети, и профессионалы.

Техника была ужасающая, звук отсутствовал, а так как "Ак Барс" оказался сразу в высшей лиге, надо было обеспечить возможность прямой трансляции в "Евровидении" и связанные с ним требования к освещению, качеству картинки, количеству телекамер. Все это оговаривалось, причем за невыполнение предусматривались штрафные санкции. Подключившись к этому проекту, мы приступили к проектированию огромного линейного хозяйства, состоящего из 12 площадок для телекамер, соединенных с автобусом ПТС (кроме основной трансляции, осуществляемой Гостелерадио, нужно было обеспечить параллельное подключение местных коммерческих телекомпаний), а также мест для переводчиков и комментаторов. Работы было много и по количеству кабелей, и по сложности линейной части, причем все делалось вдогонку строителей, а они всегда смотрят на слаботочку как на второстепенный раздел и неохотно идут на сотрудничество.

Расскажите, пожалуйста, по порядку обо всех системах.

Начну с того, что основной зал (а это примерно пятитысячник) был в очень плохом состоянии. Там нужно было менять потолок, и мы предложили сделать его акустическим, так как речь воспринималась не разборчиво. Мы оставили только балки, поменяли и верх, и низ потолка. Сначала решили смонтировать потолок из материала Ecophon, но тогда мы не успели бы вовремя. Поэтому мы произвели расчеты и передали чертежи и эскизы на Казанский авиационный завод, где нам сделали сначала несколько пробных листов, а потом и всю партию. Это был перфорированный алюминиевый лист на каркасе, а сверху вата, т. е. стандартная перфорированная конструкция, широко применявшаяся в 60-х годах.
При моделировании потолка, мы постарались сделать его характеристику отражения с подкатом на нижних частотах, т. е. сместить поглощение в область верхних частот, чтобы улучшить разборчивость и в то же время сохранить полноценное звучание. Перфорация и слои рассчитаны так, чтобы хорошо воспринимались частоты вплоть до 70 Гц.

А вы моделировали акустику?

Да, мы имеем свою программу моделирования, которую написали четыре года назад в MathLab и широко применяли, причем последние два года ни разу не меняли расчетный модуль - он нас полностью устраивает. Богатый фактический материал, которым мы располагаем, позволяет оценить, насколько точно работает наша программа.

Вас не просили ее продать?

Просили и неоднократно. Но мы делали ее для себя и не собирались распространять, поэтому пользовательский интерфейс в ней как таковой отсутствует, геометрическая модель объекта вводится вручную и т.д. Нас это не напрягает, а вот покупателя…

А из какого уровня звукового давления на зрительных местах вы исходили, когда проектировали систему?

Ну, скажем, номинальный уровень в 90 дБ можно считать достаточным (разумеется, программный будет выше), на местах же, где кричат, мы брали запас минимум в 10 дБ, т. е. запас по давлению получился очень хороший. В этом есть еще одно достоинство - сейчас акустические системы работают на 75 - 80% мощности и так уже третий год, причем круглосуточно, ведь режим загруженности, о котором я говорил выше, остался. Система практически не выключается, и сбоев по нашей вине в ней не было. Однажды был сбой в системе кондиционирования, поднялась влажность, и из акустических систем пришлось выливать воду.

Кстати, насколько имеет принципиальное значение погодозащищенность акустики в ледовых дворцах?

Мы сделали три больших дворца, в одном акустика Meyer Sound обычная, в других - со специальной отделкой. Работают все колонки. На улице, конечно, должны быть специальные акустические системы, во Дворце, если есть деньги, лучше это сделать, если нет – ну вот у нас работает. Гораздо важнее, напряжение в сети – за два дня до открытия в результате скачка до 280 В сгорели предохранители в усилителях.

Какие акустические системы и как вы использовали в зале?
Мы разместили четыре системы Meyer Sound CQ-1 в центральном кластере, так как сооружать распределенную систему было и дольше и дороже. Этот кластер подвешен на балку с нагрузочной способностью 500 кг. Мы определили, что шесть систем дали бы более равномерное покрытие, особенно на длинных диагоналях, но ограничение по весу конструкции не позволило нам этого сделать, даже при том ,что мы не использовали стандартных лебедок. На VIP- ложу направлены еще две маленькие системы, но сразу скажу, что они дали лишь пространственное впечатление.

А почему применены двухполосные рупорные системы для озвучивания ледовой площадки, разве нельзя было воспользоваться другими?

Изначально мы предполагали установить туда CQ-1,но они не подходили по весу. Потом мы подобрали другие четыре акустические системы – более легкие, но они просто не давали давления, хоккеисты в шлемах ничего не слышали. Поэтому мы решили установить рупоры RCF, но с полной полосой, так как фигуристы должны слышать ритм, им нужны нижние частоты. Отзывы об этих системах хорошие, хотя их внешний вид несколько не вписывается в общую картину.
Поговорим теперь об аппаратной.
Здесь установлены буферные усилители для трансляционной спиллитер – системы. Поскольку потребителей очень много, основные источники дублируются два-четыре слоя на входе, т.е. на трансляции можно сделать полные ремиксы. Есть групповые микшеры, где ремикс возможен на уровне общих групп. В принципе, имеется и полное микрофонное поле, а это значит, что во всех камерных люках находится от 4 до 8 микрофонных каналов, т.е. можно сформировать свое поле отдельно.
Так же мы установили шесть радиомикрофонных каналов. Для ледового поля этого вполне достаточно, причем, как показал опыт, «петличками» почти не пользуются, предпочитая проводные микрофоны. Радиосистема используется при открытии различных мероприятий, и хотя поблизости огромное число источников помех (центр города, рядом Кремль, очень много охраны), радиосистемы Sennheiser 1000 работают без сбоя. Здесь же в основной стойке находятся два субмикшера. Отсюда расходятся сигналы на почти 0400 громкоговорителей по всем помещениям этого внушительного здания, всего 15 зон.

А какая система оповещения там установлена?

На тот день цифровых систем было немного, и их поставка заняла бы значительное количество времени, поэтому мы установили аналоговую систему RCF. Правда, она получилась преусложненной, тем не менее все заработало, все хорошо. Основные зоны – это фойе, туалеты, тренировочные залы, кабинеты начальства, кроме того, конференц-зал завязан в эту систему.

Какой пульт установлен в аппаратной и какими источниками пользуются сейчас во Дворце спорта?

Основной пульт – это Allen&Heath серии GL3000, а из источников особой популярностью пользуется MD- плеер.

А с чего играются различные заставки?
С CD- плеера, хотя есть HDD- рекордер с пультом быстрого доступа, но они не работают с него. Объясняется это тем, что, люди, которые эксплуатируют эту технику, принадлежат к старшему поколению и с недоверием относятся к некоторому оборудованию. Зато Mute- группам на GL3000 они пользуются очень широко, сразу научились с ним работать. Также активно они используют мониторинг в аппаратной.

Михаил, а не возникло ли у заказчика идеи сделать во Дворце спорта и концертную систему?

Честно говоря, такая идея была, и мы даже разработали довольно серьезный проект по концертному звуку с поднимающейся складывающейся сценой и т.д., но ледовый Дворец очень загружен, там не до концертов.

Значит, здесь лишние вещи отсутствуют, например различная обработка?

Разумеется, вся динамика есть – это dbx 166 в разрывах и XTA DP200 на мастере. Плюс к этому нойз – гейт на входе, куда поступает сигнал с табло, которое жутко фонит.

Я понял, что в видеосистеме вы сделали только кабельную разводку?

Да, только линейную часть, своей видеосистемы там нет. Хотя мы подготовили проект технического телевидения для табло и внутренних целей, но он не пошел, и на данный момент все оборудование для трансляций привозят.

Сколько человек работало над этим проектом?

Инженерный состав был порядка 8-10 человек, которые осуществляли шеф – монтаж и чертежи. Плюс отдельные люди на пуско-наладке. Был задействован также производственный участок, ведь мы изготовили большинство таких конструкций, как лючки, стойки и т.д. Работали еще две привлеченные бригады по четыре человека, которые прокладывали кабели и монтировали кабельную канализацию. Хотя надо сказать, значительную часть кабеля мы протягивали сами.
Ну что же, Михаил, спасибо большое за интервью, желаю вашей компании дальнейших успехов в нелегкой работе, до свидания.


Дмитрий Радченко
Январь 2001г.
Install Pro
Оригинал статьй...
[О фирме]  [Аудио]   [Видео]  [Свет]  [Системы управления]  [Производство] 
[Проектирование и Строительство]  [Объекты]  [Решения]  [Статьи и пресс-релизы] 
[Музей]  [Ссылки]  [Контакты]  [Вакансии] 
© 2000-2014 Gella